На главную страницу

Обновлено 19.07.2015

   

Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки-пристань)
(1938? - 2003?) 

 

Немного истории


"
– Да – был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?"
М.Горький, "Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)"

Для справки: Значительная часть изложенного ниже основано на книге К.И.Евдокимова (Город Октябрьск. Историко-экономический очерк. Куйбышевское книжное издательство. 1972. 160 с.), а также на иных разрозненных сведениях и фотографиях с различных сайтов, посвященных Поволжью и образованию в России.

На сегодняшний день (см. дату обновления страницы) у нас нет даже приблизительных сведений о первоначальной дате создания школы, поэтому выскажем предположение, что, возможно, она могла быть создана не ранее 1860-х годов. Почему? Территориально наша школа располагалась в той части современного нам города Октябрьска, которая возникла только в начале 1860-х годов как поселение при грузовой пристани Батраки.

Для справки: По одному из источников к 1859 году вблизи вышеуказанной территории имелось только три населенных пункта Сызранского уезда Симбирской губернии (напомним, что верста есть русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или 1 066,78 м):
1) в 6 верстах от Сызрани - казенная деревня
Батрацкий Выселок: дворов - 31, жителей - 267 (129 м. + 138 ж.);
2) в 10 верстах - удельная деревня Батрак: дворов - 130, жителей - 980 (459 м. + 521 ж.);
3) в 19 верстах - удельное село
Городища (Городище, Старые Костычи): дворов - 486, жителей - 3402 (1645 м. + 1757 ж.), церковь православная - 1.
Никаких упоминаний об образовательных учреждениях в первых двух поселениях нет.
Что до села Городище (или Старые Костычи, как село именовали на картах Симбирской губернии X
IX в. и даже в начале XX в.), то оно было самостоятельной административной единицей Сызранского уезда, в котором были и свои образовательные учреждения: "...В  1841 году  мужское начальное училище открывается в Старых Костычах." (Евдокимов, стр.22). Но это совсем другая история...


Пристань Батраки

Как писал в своей книге К.И. Евдокимов "..азвитие речного судоходства привело к строительству новых причалов и пристаней не только в городах, но и в некоторых крупных селах. В 1859 г. строится пристань в Костычах. Однако, учитывая наличие в Батраках волжского перевоза, через который проходил Транссибирский торговый тракт (это ошибка - Сибирский тракт проходил через Казань, в Батраках же была лишь переправа, в т.ч. для скота, который своим ходом перегоняли с пастбищ степного Заволжья и Южного Урала на бойни Москвы - т.н. Яицкий тракт и, соответственно, Яицкий перевоз), пристань из Костычей переводят западнее (точнее - ниже по течению реки Волги, которая в данном месте течет на запад, т.е. ближе к городу Сызрани, который не имел удобного места для организации постоянной пристани по причине мелководья). ...Здесь речные пароходства построили склады, а их служащие - жилые дома. Так  появился третий поселок на территории современного Октябрьска - Батраки-Пристань. ... В районе пристани появились соляные причалы. Соль, добываемая в низовьях Волги, доставляется баржами. На берегу возвышались соляные горы. Рядом работала мельница. ... В навигацию караваны барж пришвартовывались к хлебным причалам. Зерно перегружалось в железнодорожные вагоны. Частично оно шло и на сызранские мельницы. В меженную пору через Батракскую пристань отправлялся весь хлеб сызранских купцов и продукция паровых мельниц, так как река Сызрань судоходна лишь в весеннее половодье. Батраки-пристань становились как бы летней пристанью Сызрани и по грузообороту вышли на первое место в Симбирской губернии. ...Чтобы облегчить перевалку грузов с пристани на станцию, в 1895 году строится железнодорожная ветка, которая соединила пристань Батраки с основной магистралью. Так возникла железнодорожная станция Батраки-Пристань...".

Здесь с К.И. можно поспорить: сел на волжских берегах было немало, но одной из первых грузовая пристань вне крупных городов появилась именно в Батраках как следствие необходимости ускорения перевалки все возрастающего потока приволжского зерна с грузовых судов на наземный транспорт для последующего его экспорта в Европу бурный рост промышленности сопровождался ростом городского населения, соответственно, ростом потребности в хлебе, нехватка которого по доступным для рабочих семей ценам приводила к волнениям не в есть ли основная причина Крымской войны в борьбе за пахотные земли Новоросcии?

Другая экономическая потребность состояла в ускорении доставки скота мясных пород на столичные бойни.

Именно поэтому в Батраки, а не в какой-либо другой населенный пункт Средней или Нижней Волги, протянули одну из первых железнодорожных магистралей в России и затем построили первый железнодорожный мост через Волгу! определяющим моментом явилась скорость доставки зерна и скота.

 

 

Для справки: ...Быстрый рост промышленности и транспорта заметно отразился на увеличении населения поселка (!?) Батраки. Если в 1868 году оно составляло 993 человека, то через 30 лет—уже 2475 человек. ...в 1913 году во всех поселках... проживало 8577 жителей, в 1926 году — 15500 человек.


Можно предположить, что постоянное население поселка Батраки-Пристань к рубежу XIX-XX веков было не менее 1 тыс. человек (т.е. без сезонных рабочих, нанимаемых в период навигации), поэтому вполне вероятно, что при поселке могла быть создана школа начального уровня для детей рабочих и служащих грузовых причалов
(
а затем и железнодорожной станции): лесоперевалочного (разборка верхневолжских, вятских и камских плотов и погрузка товарного леса на платформы и в полувагоны), соляного (разгрузка соли с низовьев Волги и ее перегрузка в вагоны) и общегрузового (зерно и прочие товары) – для учета растущего товарооборота в условиях отсутствия средств его механизации требовались грамотные работники.


Есть сведения, что "
… в 1869 году в Батраках открылось мужское начальное народное училище
" (Евдокимов, стр.22). Но никакого крупного промышленного производства в собственно Батраках тех лет не было (т.н. "дожелезнодорожный" или "доасфальтовый" период), соответственно, не было и особой потребности в квалифицированных кадрах, поэтому можно предположить, что училище либо открылось непосредственно в поселке при грузовой пристани Батраки, либо в той части села Батраки, которая примыкала к грузовым причалам.

Для справки: По другому источнику (Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.):
 1) в с. Батраки... Школ две: мужская земская школа и женская церковно-приходская, открытая в 1897 г., помещается в собственном здании;
2) в с.
Городище (Старые Костычи)... Начальных школ три: две земских и одна женская церковно-приходская, открытая в 1884 г., помещается в собственном здании.


К началу XX века пристань Батраки стала одной из крупнейших на Волге по объему грузооборота. Например, в предреволюционный период Батраки по масштабам лесоперевалки уступали только Царицыну. Вот что написано в путеводителе 1903 года "Волга от истока до Каспия": "...Село Батраки. К селу ежегодно подвозится до 60 миллионов пудов груза, откуда по железным дорогам его развозят по России и Сибири. Подле села построены нефтяные баки разных обществ." Т.е. речь идет о перевалке грузов с речного транспорта на железнодорожный транспорт: грузовые пристани → станция "Батраки-Пристань" → одна из станций Батраки: каждая из железных дорог имела свою станцию! → далее по России... .

Упоминались Батраки-пристань тех лет и в произведениях известных русских писателей (Иван Бунин, "Темные аллеи"; Алексей Толстой, "Хождение по мукам"). К слову, упоминались Батраки и позже, уже в советской литературе (Андрей Синявский, роман “Спокойной ночи”).

 
 

 

Для справки: 60 миллионов пудов (около 1 миллиона тонн!) грузов эквивалентно примерно разгрузке 1000 грузовых судов и погрузке 25000 железнодорожных вагонов (около 1000  железнодорожных составов) тех лет.
Т.к.
 продолжительность навигации на участке Самара - Саратов в 1880-1910 годах составляла примерно 190 суток, то средняя интенсивность разгрузки судов и разборки плотов около 300 тысяч пудов (5000 тонн) в сутки! Т.е. ежедневно полностью разгружалось примерно 5 грузовых судов (барж). Справедливости ради стоит отметить, что отправка грузов по железной дороге могла продолжаться и после окончания навигации.

Основная работа по разгрузке и погрузке грузов выполнялась мускульной силой сезонных рабочих - крючников (от слова "крюк", которым зацепляли товарную единицу груза: куль, т.е. мешок из рогожи, вмещавший от 6 до 9 пудов хлеба!). Крючники объединялись в артель, которой руководил выборный глава - батырь, который и работал наравне со все всеми, и получал столько же, как и простые артельщики. Самых мощных крючников, способных поднять груз в 25 пудов, прозывали - амбал и ломовой; таковых на всю Волгу были единицы, поэтому знали их поименно. Невероятно, но среди крючников работали и женщины! Заработок крючника колебался в зависимости от вида и количества груза от 1 до 2 рублей в день, что позволяло заработать от 50 до 100 рублей за сезон. К сожалению, большая часть заработка пропивалась... В памяти волгарей-старожилов осталась присказка "Не будешь богат, будешь горбат". Не будет лишним напомнить, что крючниками в молодости работали  Иван Заикин, будущий чемпион мира по борьбе и один из первых русских авиаторов, и даже певец Федор Шаляпин.

"...В Самаре я попросил крючников принять меня работать с ними.

 – Что ж, работай.

    Грузили муку. В первый же день пятипудовые мешки умаяли меня почти до  потери сознания. К вечеру у меня мучительно ныла шея, болела поясница, ломило ноги, точно меня оглоблями избили.

    Крючники получали по четыре рубля с тысячи пудов, а мне платили двугривенный за день, хотя за день я переносил не меньше шестидесяти, восьмидесяти мешков. На другой день работы я едва ходил, а крючники посмеивались надо мной:

    – Привыкай, шарлатан, кости ломать, привыкай!

    Хорошо, что хоть издевались-то они ласково и безобидно. Погрузили баржи, кроме муки, еще арбузами, и когда поплыли от Самары, работа стала легче, веселей. Почти на каждой пристани человек с бородкой штопором заставлял сгружать арбузы. Мы выстраивались по мосткам цепью вплоть до берега и передавали арбузы с рук на руки, с шутками, прибаутками и веселой руганью. А если зазеваешься, не успеешь поймать арбуз, он упадет в воду или разобьется о мостки, человек с бородкой штопором подходит к виноватому и бьет его по шее. Везде свои законы. За эту работу я получал 20 копеек и пару арбузов. Это было великолепно. Купишь на пятачок хлеба, съешь его с арбузом, и живот тотчас так вспухнет, что чувствуешь себя богатым купцом.

    За это путешествие я впервые пожил среди поволжского народа, немножко присмотрелся к нему. Народ показался мне «со всячинкой», но все-таки хороший народ, веселый, добродушный."

(Из сборника "Федор Иванович Шаляпин", том I, М.: "Искусство", 1957)

 

Благодаря бурному промышленному росту в России в конце XIX - начале XX веков у Батраков появился  исторический шанс повторить успех небольшой рыбацкой деревушки на полноводной реке Сунгари (приток реки Амур, Северо-Восточный Китай), которая благодаря быстрому росту грузооборота при перевалке грузов с речного транспорта на железнодорожный и обратно, инициированного железнодорожным строительством (так называемая КВЖД) и дальнейшей грамотной эксплуатацией грузовых терминалов (несмотря на японскую интервенцию и последующие внутрикитайские разборки), превратилась в современный цветущий город-миллионер Харбин. Увы, шанс остался шансом...

 

В годы гражданской войны объемы перевозок пассажиров и грузов по Волге сильно снизились. Это, а также голод 1921-1923 годов привели к значительному сокращению населения поселка Батраки-Пристань. "...Много детей помгол эвакуировал в Сибирь, на запад в урожайные губернии." (Евдокимов, стр.91). Возможно, поэтому и могла быть закрыта школа.

Для справки: небывалая засуха 1921 года вызвала неурожай на большой территории России с населением около 30 миллионов человек. Волжский бассейн вниз от Чебоксар и Вятки был охвачен засухой и голодом. Численность голодающих в июле 1921 года достигла 10 миллионов человек, к середине 1922 года — 22 миллионов.

Огромную помощь местному населению в борьбе с голодом оказала американская неправительственная организация Американская Администрация Помощи, более известная как АРА (ARA«American Relief Adminisration»). Например, "... В селе Батраки с 1 по 7 июня 1922 года было выдано 4760 обедов, а с 24 июня по 1  июля – 4886" (Государственный архив гор. Сызрани, Ф. Р – 572. Оп. 1. Д. 9. Л. 85). К сожалению, в последующие годы эта помощь была забыта... .

Нет грузооборота - для пристани нашли другую работу: "... в 1922 году приходилось еще силами бойцов 45-го батальона внутренней охраны в 100 штыков контролировать концентрационный лагерь возле пристани Батраки..." (источник - "Волжские Вести в субботу" от 29.04.2011, http://vvs-syzran.ru/).

И только в конце 1920-х годов, когда объемы грузооборота снова выросли,  "...Открылись начальные школы на пристани Батраки, в поселке Первомайском" (Евдокимов, стр.94).

 

 

В начале 1930-х годов на пристани "трудилось 648 рабочих, 537 из них стало ударниками. … В 1931 и 1932 годах пристань Батраки завоевывала первые места в пароходстве....". (Евдокимов, стр.102).

Для справки: "... На пристани Батраки устроена механизированная эстакада. Установлены 9 моторов, беспрерывно двигающих ленту конвейера. Конвейер заменил собой 150 грузчиков. Пристань Батраки — единственная на Волге, имеющая механизированную эстакаду ..." (газета "Волжская коммуна" от 25.08.1932)

Наряду с общегрузовым и лесными причалами важную роль играл и соляной причал, на котором соль с низовьев Волги выгружалась из деревянных барж на берег или в вагоны (при их наличии) для последующей отправки во все концы европейской части СССР. Работали там в основном женщины...

Для справки: "... Положение в Батраках следующее: летом 1934 г. здесь было выгружено 20 тыс. тонн баскунчакской соли..." (газета "Советская торговля" № 25 от 20.02.1935)

Следовательно, население этой части Батраков сильно выросло, причем настолько, к концу 1930-х годов "В районе пристани Батраки начал работать однодневный дом отдыха, открылась школа-десятилетка." (Евдокимов, стр.105). Важно отметить всю неординарность этого события, т.к. на всю Куйбышевскую область тех лет, которая была примерно втрое больше современной нам Самарской области, в т.ч. включала всю современную нам Ульяновскую область вместе с городом Ульяновском, было около 90 школ-десятилеток. Есть сведения, что это могло быть в 1938 году, следовательно, как десятилетка наша школа проработала около 65 лет, выпустив за эти годы не менее тысячи человек с полным средним образованием!

 

В годы Великой Отечественной войны, особенно в 1941-43 годах, пристань Батраки была одним из основных транспортных узлов страны. Но в последующем, по мере продвижения линии фронта на запад, значение Волги как основной транспортной магистрали, постепенно уменьшается. Уменьшается грузооборот на пристани, снижается потребность в рабочей силе.

Для справки: Динамика перевозки грузов Средневолжским пароходством за 1940−1945 гг. (в тыс. т) на 19 июня 1945 г.

 

Годы

Апрель-май 1945 г.

1940

1941

1942

1943

1944

Всего:

 

 

 

 

 

 

тонн

4843

5121

3407

3112

2274

361

тонна-км

3863

4029

1952

2048

1529

192

В т.ч. плоты

 

 

 

 

 

 

тонн

3115

3371

2038

1951

1334

176

тонна-км

3121

3337

1400

1650

1302

126

Источник: ГАКО, ф.2558, оп.6, д.180, л.92

 

Эта тенденция сохранилась и после войны, так как все большая часть грузов стала перемещаться по широтным направлениям: Запад страны <=> Центр <=> Урал <=> Сибирь. Грузооборот пристани Батраки, как и многих других волжских пристаней при небольших населенных пунктах, стал резко уменьшаться. Вскоре было ликвидировано Волжское грузовое речное пароходство (ВГРП).

 

С вводом в строй около г. Жигулевска плотины Волжской ГЭС им. В.И. Ленина (примерно 1955 г.) резко уменьшается и количество плотов, направлявшихся с верховьев Камы в Батраки для разборки и погрузки в железнодорожные вагоны, так как шлюзование плотов требовало огромных затрат времени и топлива. Пристань "Батраки" и станция "Батраки-пристань" теперь практически перегружали на железную дорогу только пищевую соль (NaCl), поступавшую в огромных деревянных баржах с низовьев Волги (слева приведена копия уникального фотоснимка соляного причала 1955 г.), и гравий и все меньше и меньше леса, который доставляли на уже и  грузовых теплоходах.

"Волголесосплав" - основной "спонсор" школы - постепенно сократился до Октябрьского участка Переволоцкого лесоперевалочного комбината.

К концу 1950-х годов станция "Батраки-пристань" как самостоятельная хозяйственная единица была ликвидирована, оставшиеся станционные строения и железнодорожные пути были заброшены...

Два слова о соляных баржах: для пристанских мальчишек тех лет уже в возрасте 10-12 лет было обычном делом совершить опасный нырок под такую баржу - с одного борта на другой...

 

Уменьшалось и количество пассажиров, перевозимых речным транспортом по Волге. 1962 год стал последним годом, когда к пассажирскому дебаркадеру (образец на см. снимке справа) пристани "Батраки" (ее название еще не изменилось) приставали пассажирские теплоходы маршрутов "Горький - Астрахань" и "Ярославль - Астрахань", ходившие поочередно, т.е. через день (вниз - в 22.05; вверх - в 22.15 - время московское).

Пароходы местной линии "Куйбышев - Саратов",  на которой ходили двухпалубные пароходы типа "Аркадий Гайдар" (т.н. проект 737А, Венгрия, 1950-ые годы), были всегда заполнены пассажирами - только так можно было доехать до Екатериновки, Приволжья или Хвалынска; но особенно их заполняли в период созревания вишни, сливы или яблок, когда все палубы были заставлены огромными корзинами, до десятка и более на одну хозяйку - их везли на рынки Куйбышева (судьба этих пароходов была печальной - в начале прихватизации - после 1991 г. они был дружно раскуплены обеспеченными зрителями фильма "Жестокий романс", а затем брошены, сожжены или утоплены...).

Позднее, с начала 1960-х, их заменили на суда на подводных крыльях, сначала на "Ракеты", затем на "Метеоры", затем река опустела... .

 

В середине 1960-х годов после завершения строительства около гор. Балаково плотины Саратовской ГЭС началось заполнение Саратовского водохранилища, что нанесло непоправимый удар по экономике той части города, которая примыкала к грузовым причалам: значительный подъем воды затопил всю т.н. нижнюю террасу города (примерно от станции Батраки-пристань до станции Батраки), что привело к полной ликвидации ВСЕХ грузовых причалов.  Затопило и останки станционных построек. Т.о. пока школьники тех лет на уроках истории узнавали, как "английские овцы съели крестьян", за окнами школы воды рукотворного моря медленно поглощали рабочие места их родителей. Правда, Батракам-Октябрьску еще повезло - см. сайт Исчезнувшие города России и СССP. Например, пострадали старинные волжские города Молога и Калязин: первый полностью затоплен водами Рыбинского водохранилища, второй -   частично водами Угличского.

Других рабочих мест в этой части города не было люди стали уезжать: на строительство автозавода в гор. Ставрополь-на-Волге (ныне - Тольятти), на "Севера", в Москву,...  - см. стр. "Наша метеогеография". Соответственно уменьшилось и число учеников в школе: летом 1963 года из трех четвертых классов сформировали только два пятых класса... .
Практически каждый третий житель покинул город (сравните данные переписей населения 1970 года и последующих лет).
Сыграло свою роль и постепенное уменьшение грузооборота на станции Батраки - из-за ее территориальной стесненности значительную часть работ по переформированию грузовых поездов перевели на станцию Кинель.

 

Вторым ударом по городу стала перестройка...  Нет работы нет молодежи, нет новых семей, нет детей, нет учеников, нет школы... . Не стало единственного очага культуры (клуб закрылся еще в 1980-х? годах).
 

Для справки: По сведениям Федеральной службы государственной статистики число дневных общеобразовательных учреждений в Самарской области с 1990 года постоянно уменьшалось (источник: http://www.gks.ru/):

Год

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество

1164 

1119

972

938

928

889

860

808

783

775

Для справки (и сравнения):

Из докладной записки зав. облоно в обком ВКП(б)
о состоянии дела народного образования в годы Великой Отечественной войны от 16 июня 1945 г.
 

По сравнению с довоенным уровнем число массовых школ не сократилось...

Годы

Число школ по типам

начальных

семилетних

средних

всего

1941

1080

291

95

1466

1942

1033

295

93

1421

1943

1032

297

99

1458

1944

1108

293

99

1500

1945

1112

293

99

1504

(источник: ГАКО, Ф.2521, Оп.1, Д.76, Лл.125-130)

 

Город стал стремительно стареть. Те немногие дети, которые живут в этой части города, вынуждены теперь добираться до ближайшей школы (№ 2) по 30-40 минут. И так каждый день...

 

А вот в таком виде бывшая станция "Батраки-пристань" (ныне - платформа "Октябрьск-пристань") вступила в XXI-ый век (наша благодарность автору снимка).

На рубеже XX-XXI веков История дала шанс исправить ситуацию. Цена вопроса - по итогам референдума город мог войти в состав своего "старшей сестры", т.е. снова стать частью города Сызрани. В этом случае сызранские жилые новостройки могли бы постепенно освоить пустоши между Батракскими Выселками и Октябрьском как экологически более чистые, чем другие окраины Сызрани. Новые дома, новые жители, новые ученики в школе. Увы, шанс опять остался шансом, а Октябрьск - городом сельского типа... .

 

И в заключение предлагаем посмотреть панораму города в районе нашей школы в виде последовательности восьми снимков,  любезно предоставленных Виктором Будылевым, выпускником 1966 года (просмотр строк слева направо сверху вниз):


Для замечаний: batokt-1@yandex.ru   © http://batokt-1.narod.ru/
На главную страницу Обновлено 19.07.2015