Обновлено 30.08.2011

  Главная страница  >  Ходили мы походами... > 1959 Река Сура

Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки–пристань)
1938? – 2003?

750 км на байдарках по Суре

(05?.06.1959 – 30?.06.1959)


Отчет о турпоходе опубликован в 1959 г. в двух последовательных номерах газеты "Октябрьская правда" (текст приведен без изменений, но с небольшими иллюстрациями и пояснениями; расположение фото автора соответствует газетному тексту; черно-белые фото - автора, из газеты; цветные фото - современные, найденные на просторах Инета; надеемся, что архив похода будет найден).


750 километров на байдарках по Суре

 Туристы нашего города

Экспедиционный отряд № 13526 Второй Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников, состоящий из учащихся 9 класса школы № 1, завершил путешествие по среднему и верхнему Поволжью.  За двадцать пять дней походной жизни отрядом пройдено 1.780 километров, в том числе активными средствами передвижении – на туристских байдарках – 750 километров. 

Маршрут юных туристов проходил по четырем областям РСФСР: Куйбышевской, Ульяновской, Пензенской, Горьковской и четырем автономным республикам: Мордовской, Чувашской, Марийской и Татарской. 

Для справки: Первая Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников, которую организовали Центральная детская экскурсионно-туристская станция РСФСР и редакция газеты «Пионерская правда», была проведена в 1956-1957 гг.
Потом
пионеры и школьники участвовали во второй (1958—1960 гг.), в третьей (1961—1962 гг.) и четвертой (1963—1965 гг.) экспедициях.
Часто юные туристы выполняли задания
различных советских научно-исследовательских и идеологических учреждений.

Каковы цели стояли перед школьниками, совершавшими такой большой комбинированный туристский поход?

Управление службы пассажирских перевозок ВОРП поручило школьникам собрать сведения об оборудовании остановочные пунктов на р. Суре. А Волжское Бассейновое Управление Пути ВОРП дало задание прокорректировать готовящуюся к изданию лоцманскую карту р. Суры от г. Алатыря Чувашской АССР до Васильсурска, Горьковской области.

Для справки: Река Сура (длина 869 км) берет начало в болоте  на западных склонах Приволжской возвышенности около с. Сурские Вершины Барышского района Ульяновской области (до Октябрьска по прямой около 115 км!) и впадает в Волгу правым притоком около г. Васильсурска.
До г. Алатыря на реке десятки мелей и перекатов, их проходимость зависит от уровня воды. Местами к правому берегу реки подходят отроги Жигулевских гор – это самый красивый участок реки: песчаные и каменистые обрывы высотой до 60 м подходят к реке то справа, то слева. От г. Алатыря берега реки понижаются и до впадения в Волгу река Сура течет в луговой низменности.
Весной река Сура судоходна для перевозки грузов от устья до г. Пензы; в межень - до г. Алатыря.

Куйбышевская областная детская экспедиционно-туристская станция удовлетворила просьбу школьников и выдала им на месячный срок все имеющиеся у них байдарки. Но их было только три, на которых могли плыть не больше 9 человек. А в кружке юных краеведов – туристов школы № 1 полгода занимались 15 учащихся. Кому оставаться дома?

О встретившихся затруднениях мы рассказали своим шефам. Председатель рабочкома С. Ф. Алексеенко и исполняющий обязанности директора Октябрьской лесобазы А. К. Рагозин выслушали ребят и обещали помочь. Заседание рабочкома вынесло решение оказать помощь подшефной школе в проведении летних оздоровительных мероприятий учащихся.

Черед неделю, сияющие от счастья, юные туристы получили в свое распоряжение две новеньких туристских байдарки. Все школьники остались благодарны внимательным шефам.

Общеизвестно, что туристский поход может быть успешным только при наличии твердой дисциплины его участников. Это требование при совершении водного путешествия встает на первый план. Проявление недисциплинированности на воде – это не просто нарушение порядка, оно может закончиться серьезным материальным ущербом для отряда и даже чрезвычайным происшествием.

Как удавалось нам выполнять эти требования и хочется рассказать.

7 июня. Заканчивается первый день плавания по Суре на байдарках. Место для ночлега выбираем в одном километре от города Сурска, на ровной площадке крутого берега, покрытого, как ковром, зеленой травой. В десяти метрах от воды начинается склон горы, поросшей лиственным лесом. Река здесь широкая, течение тихое и глубина приличная, так как Сура впереди перекрыта плотиной.

Для справки: Начальная точка маршрута в публикации не указана. Можно предположить, что это поселок Чаадаевка Городищенского района Пензенской области (станция на перегоне ПензаКузнецк). Река Сура протекает примерно в 2 км от станции.
От Октябрьска до станции Чаадаевка можно доехать на пассажирском поезде примерно за 8 часов.


 

Воскресный вечер. Многие горожане проводят свой выходной день на реке. Один купаются, другое рыбачат, а некоторые катаются на лодках.

Экипаж байдарки, где командиром Николай Орлицкий, запоздал с приходом к месту ночлега. Подплывая к городу, он вдруг решил, что «некультурно» на глазах жителей ехать в трусах, надо одеться. Несмотря на строгое запрещение подниматься в байдарке в полный рост, они стали переодеваться.

Байдарка перевернулась. Рядом с Орлицким выныривают из воды члены его экипажа Галя Гришина и Нина Лобашева. Благодаря воздушной «подушки», образовавшейся между водой и дном байдарки она продолжала плавать. К нашему счастью, ребята не растерялись. Смело и быстро развернули байдарку в первоначальное положение и полузатопленную подвели ее к берегу.

Жалкий вид был у форсунов, когда они выходили из воды, неся мокрые рюкзаки с личными вещами, мешок с десятью килограммами сахара и другими продуктами.

Сначала «неудачников» переодели в сухое белье других туристов и накормили ужином. Приняли меры к просушке сахара и других продуктов. Затем отряд был выстроен. Проштрафившимся объявляю: «За грубое нарушение дисциплины на воде лишаю права дальнейшего участия в походе. Все трое отправляются домой». Тишина в строю стала неприятной. Но... за смелость и находчивость, проявленную при спасении байдарки и экспедиционного имущества, это распоряжение отменяю. В строю послышался облегченный вздох. На лицах появились улыбки.

16 июля. Десятый день плывем на байдарках. Позади осталась Пензенская область. По левому берегу медленно проплывают разбросанные села Мордовской АССР, по правому — Ульяновской области. Третью сотню километров проходим на веслах. Все десять дней стоит невыносимый зной. Колхозники, расположенных по берегам Суры сел, жалуются, что дождей нет всю весну. Каждый привал сопровождается купанием. Все туристы загорели. У более усердных любителей солнца носы, плечи и другие открытые части тела имеют непривлекательный вид. Сгоревшая кожа безжалостно лупится. В дело пушены вазелин и другие принадлежности косметики. Но солнце продолжало свою работу.

Привал на обед. Останавливаемся на левом берегу на территории Мордовии. Недалеко от нас, на противоположном берегу у села Коржевка, Инзенского района, виднеется стадо коров ульяновских колхозников. Оценив обстановку, завхоз отряда Нина Лобашева принимает решение съездить к дояркам, чтобы запастись молоком к обеду. Слышатся шутки «Обед готовим в Мордовской республике, а за молоком — в Ульяновскую область».

Покончив с обедом, каждый приводит в порядок свою посуду.

Слабый ветер на реке внезапно исчезает. Солнце укрылось черной тучей. Новый рывок ветра… и дождь пошел. Надеясь, что дождь скоро перестанет, устанавливаем одну палатку, чтобы вещи, снаряжение и продукты не промокли. Байдарки перевертываем вверх дном. Прижавшись один к другому, ожидаем, когда окончится дождь

Проходит час, другой. А дождь все льет, как из ведра. Весь горизонт затянуло тучами. Пятнадцати человекам в одной палатке долго не просидеть. От тесноты и неудобного положения затекают ноги. Надо устанавливать другие палатки. Минут через десять все было готово. Перенесены рюкзаки с личными вещами, палатки вскоре приняли свободный и жилой вид.

Переодевшись в сухое белье, туристы один за другим засыпали крепким сном. Мерное постукивание дождя о крышу палаток усыпляющее действовало на юных путешественников.

17 июня. По установившемуся в походе порядку последняя ночная смена готовит завтрак. Заступив в 4 часа утра на дежурство, Таня Скирдова и Галя Гришина занялись приготовлением пищи. Дождь перестал. Небо безоблачное. Солнце поднималось все выше и выше над горизонтом и приятно пригревало. Костер весело потрескивает. Девушки увлеклись своей работой у костра, расположенного в стороне от палаток и не обращают внимания на спящий лагерь и байдарки, вытащенные на берег. Река спокойна, волн не будет.

Так думали девушки. На самом деле река готовила беду. Восьмичасовой беспрерывный дождь накануне и ночью, прошедший на большой территории Мордовии и Ульяновской области, дал резкое пополнение воды Суры. Небольшая река не справилась с таким напором и утром поползла из своих берегов.

20 июня. К 10 часам утра экспедиционный отряд достиг г. Алатыря, Чувашской АССР. За кормой остались Ульяновская область и Мордовская республика. Делаем дневку. Нам окраине города, на зеленой полянке, окруженной кустарником, разбиваем палатки.

Знакомимся с городом. Алатырь – один из крупнейших городов Чувашской АССР. Через него проходит железная дорога, связывающая Саранск, столицу Мордовской АССР, с Чебоксарами – столицей Чувашской АССР. В Алатыре – пассажирская пристань, самая южная и конечная на реке Суре.

Речные суда здесь малого водоизмещения. Большинство катеров имеют осадку до 20-30 сантиметров.

В Алатыре имеется лесоперевалочная база, обеспечивающая сырьем местный деревообделочный завод и другие промышленные предприятия. Большинство улиц города имеют булыжные мостовые, часть тротуаров заасфальтирована.

В городе два техникума, средние школы, дом пионеров, кинотеатр, клубы, парк. Все это в основном создано за годы Советской власти.

В этот же день приступаем к выполнению задания ВОРП. Провожу инструктаж на местности. Практически знакомимся со знаками судоходной обстановки на реке и их условными знаками на карте. Ведем корректировку судоходной обстановки района Алатыря, так называемого 279 километра.

В байдарку садятся Александр Колчин и Владимир Кафидов. Выезжаем к основному ориентиру – первому остановочному посту.

Вместо 8 бакенов, обозначенных на карте, на реке оказалось только четыре, причем три из них указаны неточно. Так началась корректура лоцманской карты.

22 июня. Чем дальше уходил наш отряд на север, тем чаще портилась погода. Так и сегодня. С утра подул встречный, низовой ветер, моросит дождь, грести стало труднее.

Идем вдоль берега. Гребцы со всей силой налегают на весла, но байдарки почти не подаются вперед, хотя плывем по течению. Строй байдарок нарушился. Дистанция между отдельными достигала до 100-200 метров. Только экипажу Николая Орлицкого удается идти рядом с командирской байдаркой.

Больше часа продолжается такая борьба с ветром. Как нарочно, русло реки прямое. Никак не дождемся поворота Суры, который укрыл бы нас от встречного ветра. На байдарках Фадеева и Колчина? гребцы выбились из сил. Их лодки ни на шаг не могут  продвинуться вперед. Чтоб не отстать от группы ребята причаливают к берегу и ведут байдарки в руках, идя по колено в воде.

Вот и поворот реки. Под крутым берегом тишина. Все байдарки подтянулись. Те, кто вел лодки в руках, переодеваются в сухую одежду. В полкилометре – село Мурзицы, первый населенный пункт Горьковской области. Подбираем место и встаем на привал. Горячий обед и короткий отдых быстро восстанавливают силы юных туристов.

24 июня. Ненастная погода продолжается. Находимся в пути девятнадцатый день. По плану, составленному в школе, поход мы должны завершить за 21 сутки. До устья Суры еще 160 километров. Чтобы доплыть до Васильсурска и вернуться домой требуется минимум неделя.

Объясняю обстановку ребятам. Есть два выхода: или вернуться дом ой поездом с невыполненным заданием, но уложиться в срок, или, несмотря на дождь, идти вперед и продолжать выполнение задания.

Ответ был один. Все 14 юношей и девушек заявили: через дождь и ветер только вперед. Домой с позором, с невыполненным заданием, не пойдем.

Дождь не перестает ни на минуту. Мокрая одежда неприятно пристает к телу. На дне каждой байдарки появилась дождевая вода. Теперь подмачивает не только сверху, но и снизу. Листы лоцманской карты разбухли и с трудом отклеиваются один от другого. Работа по корректуре не прекращается. Со стороны туристов не слышно ни одного голоса о привале. Все молча и настойчиво гребут.

За весь день на не попалось ни одного населенного пункта, где можно было бы остановиться на ночь. Часа через два беспрерывного плавания встречаем бакенщика, живущего в сравнительно просторном доме. Он разрешает нам остановиться у него на ночлег и просушиться. Причаливаем к берегу. Вытаскиваем байдарки, переносим вещи в дом. Ни на одном из нас нет сухой нитки.

Заботливый хозяин устанавливает в доме железную печку и растопляет ее. Переодевшись, начинаем сушить мокрую одежду, готовим ужин.

Горячая пища и веселый огонек в железной печурке быстро подняли настроение туристов.

27 июня. Проходим последний километр Суры. Река живет здесь кипучей  жизнью. Беспрерывно проходят катера, пароходы буксируют баржи, проносятся легкие пассажирские «москвичи».

А  впереди ─ долгожданная Волга. Как мы стремились к тебе. Двадцать два дня назад мы простились с тобой у Октябрьска и сегодня вновь встречаемся у Васильсурска на 830 километров выше по течению. Наносим последние пометки на карту реки Суры, 750 километров которой остались за кормой. Облегченно и свободно вздохнув, закрываем сорокалистовую лоцманскую карту, укладываем ее в походную папку.

Вот и Васильсурск. Байдарки осторожно подходят к каменистому берегу. Поход окончен. Разбираем байдарки, детели укладываем в рюкзаки. Упаковав все снаряжение, идем на пристань.

Пароход «Михаил Калинин», проделав 830 километров за 57 часов, доставил нас в родной Октябрьск.

К. Евдокимов, руководитель похода

Пароход "Михаил Калинин" (первоначально "Баян") построен обществом "Самолет" на Сормовском заводе (Нижний Новгород) в 1912 году. Долгое время считался лучшим  грузопассажирским судном на Волге.
В 1919 году на "Баяне" работал кочегаром будущий летчик Валерий Чкалов. 
Участник Сталинградской битвы
на нем вывозили раненых, эвакуировали детей и стариков.
После войны "Михаил Калинин" работал на пассажирской линии Горький – Астрахань.

После перестройки, несколько раз перепроданный, был заброшен и ржавел у берега. Дальнейшая судьба неизвестна...



  Обновлено 30.08.2011

   Главная страница  >  Ходили мы походами... > 1959 Река Сура

© http://batokt-1.narod.ru/  

Для замечаний: batokt-1@yandex.ru

Hosted by uCoz