Обновлено 11.04.2017

  Главная страница  >  Вспомни и улыбнись...

Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки–пристань)
1938? – 2003?

Вспомни и улыбнись...

  1. Приведенные ниже воспоминания наших одноклассников представлены в "авторской" редакции и расположены по мере их поступления;

  2. Отдельные фото в тексте можно увеличить через гиперссылку.

 

Оглавление


 

Учебник арифметики (1959 г., август-сентябрь)

Когда увидела "Арифметику" для первого класса, почувствовала запах новой книги, ощутила ее объем, книга крупного формата была, на мелованной качественной бумаге. Это был мой первый учебник. Букварь, помню, зеленого цвета был, а оказывается на обложке ещё и школьники нарисованы.

Но, "Арифметика"! Она меня вернула на 50 лет назад, в первый класс. В пятидесятые годы многие дети шли в школу в 8 лет и я должна была пойти в 1960 году вместе с четырьмя девчонками с нашей улицы. Наступило 31 августа 1959 года, все ученики отправились на "линейку", я безмятежно носилась по улице и не завидовала им. В тот же день соседский Витька-первоклассник сказал, что меня "выкликали" в школе, я ему не поверила, но какая-то тревога неприятно охватила меня.

Шёл сентябрь, я забыла об этом, но в конце месяца, вернувшись домой с улицы, узнала, что иду в школу через неделю - приходила Лидия Даниловна, учительница Витьки, сообщила, что я записана в школу и родители должны представить меня в определенный день. Мама и отец были в растерянности. Что уж говорить про меня - этот унылый вечер остался в памяти навсегда. Сегодня смешно, проигнорировать надо было это сообщение и никуда не ходить. Но мои родители схватились за голову - медкомиссия, школьной формы в магазине нет. Да и новую одежду купить проблемно, в общем дел... Отец со мной всю неделю по вечерам учил таблицу умножения, мама шила из коричневой шерсти форму. Купили оранжевый портфель, учебники - получите ученицу.

В школу мы пришли в означенный день. Что там творилось?! Возле одноэтажного строения толпа малышей, три учительницы, какое-то хаотичное движение масс. Про меня бы никто не вспомнил, но два первых класса оказались переполнены, срочно решили сформировать три класса. Наконец дележка закончилась, мой 1 "В" остался в одноэтажке, остальные ушли в двухэтажную школу. Меня посадили за парту с девчонкой-родственницей, чтоб не испугалась, хотя испугать меня в ту пору было трудно - на улице я дружила с девчонками на два-три года старше себя. Девица была я вольная, бойкая (потом выборные должности смирили меня, так что родственники удивлялись при встречах).

Начался урок арифметики и вот он большой учебник на парте. Учительница велела открыть нужную страницу, это я быстро сообразила, посмотрев на соседские учебники, а вот дальше...

Помню на странице были птицы, может ласточки, их нужно было сосчитать, я ничего не поняла, но руку смело подняла, коль другие подняли и ничего не ответила, вот тебе и таблица умножения, до нее ёще был целый год...

 

2010 г., март

Возврат к  Оглавлению

 

8-ое Марта (1961 г., 2-ой класс)

8 марта -  праздник, который одни ругают, другие ссылаются на Японию, где тоже раз в году чествуют женщину, и Клара Цеткин ни при чем, но пока в России он остается.

Откуда мы узнали об этом празднике? Не думаю, что поздравлять маму наше поколение научили отцы. Первые учителя, вот кто вместе с нами мастерили подарки нашим мамам: китайские фонарики, корзиночки из цветной бумаги, салфетки с продернутыми нитками и бахромой, платочки со скромной, вроде петушка у Карлсона, вышивкой в уголке, альбомные листы с цифрой 8 во весь формат и неизменными тюльпанами. Домой несли хрупкие коробочки в руках, боясь уронить. Подарки готовили все: и девчонки, и мальчишки ( как они справлялись с иголкой не понимаю, наверное, помогала учительница). Но я как то решила, что самодельного подарка маловато. После занятий прибежала в магазин и купила чей-то большой картонный портрет за 10 копеек. Это, наверное, был 1961 год.

Какие-то подарки дарили нам мальчишки из класса, запомнилось: получила как-то две одинаковые игрушки, самодельная открытка нарисованная цветной тушью, долго её хранила.

Соседка рассказывала, как она дала три рубля на подарок учительнице своему сыну, он купил "Пиковую даму" и подарил двенадцатилетней соседке по парте (моей двоюродной сестре).

Когда я слышу словосочетание "Восьмое марта" - не подарки для меня перед глазами, а солнечный день, бегущие с горы шумные ручьи, и я, торопящаяся из школы, поздравить маму (подарки готовили в день 8 марта).

2010 г., март

Возврат к  Оглавлению

 

О выпускном...

Написала о выпускном, грустно стало до слез…

Поездка за Волгу за ландышами перед последним звонком - многолетняя традиция. Ландыши и тюльпаны - весенние цветы нашей юности. Еще черемуха и сирень.

Я да многие другие не поехали - день прохладный, облачный. Вот фото того далекого дня, где вижу мальчишек наших, нет их уже, фотография черно-белая для чужих, а я помню цвет мальчишьих  рубашек. Почему не поехали все, почему? Нет памяти  об этом денечке. "Даже, если он ненастный, он не чей-нибудь, а наш...". Не вернуть.

Последний звонок. Стоим на влажной траве во дворе школы. Все как будто в полусне. Состояние нереальности. Молча плачу я, плачет Лида, остальные с насупленными лицами смотрят в одну точку перед собой. Ничего больше не помню. Нет,  еще в памяти - создание коллективной фотографии. Фотограф несколько раз выстраивал нас то на одной стороне от школы, то на другой, объясняя  что солнце мешает, наконец всем  надоело глупо улыбаться, вот тут он и запечатлел нас навечно.

Мы как будто с ума сошли в ту последнюю весну. Убегали с уроков, уезжали за Волгу или просто болтались на улице. Физрук и учитель труда прощали, понимали. Сейчас только осознала, не затрагивая вслух эту тему, мы боялись расставания.

Какой-то скучный выпускной, потому что тебе уже не до выпускного: твоя душа не хочет расставаться со школой, но ей уже нет места здесь, в тебе все трепещет от призрачной свободы, а в сердце ножом отсекается детство. Мятежно тебе, мятежно природе - в унисон с нашим настроением за окном грохотал гром, сверкала молния и дождь как из ведра.

Да мы боялись разлуки. И не зря. Той пристанской компанией никогда мы больше в жизни не собрались. Никогда. И не соберемся.

Дорогие "одноклассники", не откладывайте встреч, чтобы не было поздно...

2010 г., июнь

Возврат к  Оглавлению

 

Учительница первая моя.…

Написала о выпускном, грустно стало до слез…

Учительница первая моя.… При этих словах сердце начинает радостно трепетать. Я не помню ее в первый день знакомства.  Других волнений хватило в тот день. Но словосочетание «учительница первая моя» вызывает образ стройной молодой блондинки в светло-бежевой юбке-футляре и нежно-голубом жакете с пуговицами, обрамленными в золотой ободок (Модель сезона 2010-2011). Судьба ее сложилась бы возможно по-другому, если бы не война – эвакуированная малышкой с матерью из Ленинграда, остались они жить после войны в Куйбышевской области. Мы были ее первым классом. Не знаю как сегодняшние ученики относятся к первой учительнице, но мы любили нашу учительницу, не буду говорить про «вторую маму, но авторитет старшей сестры она имела: никакие ее слова и действия не обсуждались: « А….. И….. сказала, что …..». И все. Да и родители в прежнее время уважительно относились к учителям и следовали их советам.

Помню первый наш диктант. Была такая доска на брусьях, учительница заранее написала на ней слова и повернула к нам чистой стороной. Продиктовала слова, что-то мы накарябали в своих тетрадях и сдали их, а потом повернула к нам написанные слова. Тут-то мы и спохватились – поняли, что написали ерунду. На следующем уроке получили наши творенья с неутешительными оценками. Были ли тройки – не помню, но двоек – море. И у меня тоже. Настроение плохонькое, но еще больше оно поплошело, когда мы увидели реакцию Любы. У  Любы был старший брат, она не понаслышке знала, что следует от родителей за такие успехи. Люба красной резинкой терла двойку, терла хорошо – до дырки, и написала на этом месте «3». Весь класс молча наблюдал за этой процедурой, столпившись около ее парты. Нашелся завистник и сообщил учительнице об этом. Учительница спросила тетрадь у находчивой ученицы и, зачеркнув «3», поставила огромадную «2». До сих пор помню, как Люба опустила голову на парту и громко заплакала, ее толстая пшеничная коса подрагивала в такт рыданиям. Да, денек был не из легких. Темный вечер, дождь, я бреду с соседкой (старше меня на три года). Заметив мое молчание и подавленность, опытная Алька заключила: «Двойку получила». Я не ответила. Дома про двойку промолчала, рано легла спать; пришел отец с какого-то партийного мероприятия, принес конфеты, апельсины – я не среагировала, Это его обеспокоило, стал допытываться: почему я такая. Призналась. Отец все обратил в смех. И с легким сердцем я заснула. Родители НИКОГДА нас не ругали, только иногда отец мог выразить свое неудовольствие интонацией (к слову сказать, с болью вижу, как некоторые молодые мамы на только вставших на ноги крох ругаются матом).

К  Новому году все мы великолепно читали, научились писать и диктанты, но первый диктант не забылся. Помню первую свою пятерочку, такую кругленькую как на пятирублевых монетах.

«Киевский вальс» переносит меня в начальную школу – мы репетировали танец к Новому году под аккомпанемент, нет, не баяниста – пианиста, а под напев нашей учительницы: « … и снова цветут каштаны…».

Прошли зимние каникулы. Расстались с букварем.. Отшумели метели, проводили зиму, засветло стали возвращаться после второй смены. Дождались весенних каникул – отпустили с уроков раньше, бегом домой, нарядилась в легкое пальто (как же  – весна !) и по гостям – к бабушке, к тетке, такая самостоятельная первоклашка. Время весенних каникул – время печеных «жаворонков» и шумных ручьев, не перейти овраг. На пригорках мальчишки с игрой в «клек», девчонки  с «классиками»..

Помню подаренные в школе книжки – про китайского мальчика, про башкирского мальчика, «Приключения Нильса...».

Май. Из школы через горы, домой не торопимся, собираем наши маленькие ароматные фиалочки. Ходим с учительницей на природу, в основном «на гора». После первого класса катались на трамвайчике по Волге, наша веселая учительница в летнем платье с юбкой-колоколом и цветным японским зонтиком как сейчас перед глазами, как-то справлялась она с беспокойной ордой выпущенной на волю.

Во втором классе мама уехала по работе на один месяц. Я почувствовала полную  свободу, нахватала двоек, обрезала челку почти до лба – выравнивала. Отец успевал после работы только накормить нас. В один из вечеров, вернувшись из школы, услышала мамин голос, предусмотрительно оставила портфель в сенях, чтоб не провоцировать на расспросы об оценках и вошла. Про двойки узнали. Мама на следующий день отправилась со мной в школу, я оправдывалась , не давая сказать ни учительнице, ни маме  – сейчас представляю себя с ежиком на лбу и потоком слов и умираю со смеху. Все разрешилось. Похоже я наконец рассталась с беззаботностью и с той поры была только отличницей, спасибо моей учительнице.

Часто из школы я выходила с учительницей (с нашей улицы девчонок в моем классе не было), переговаривались, стоя на остановке, я – в сторону Пристани, она – в центр.

Прошло много лет. Очень много. Свою первую учительницу я иногда вижу – говорим как подруги, она о своей жизни, я о своей.

ЖИВИ  ДОЛГО-ДОЛГО  МОЯ  ПЕРВАЯ  УЧИТЕЛЬНИЦА,  НУ А  МЫ   БУДЕМ ДОЛГО-ДОЛГО  ЧУВСТВОВАТЬ  СЕБЯ  УЧЕНИКАМИ.

2011 г., январь

Возврат к  Оглавлению

 

Елка

Ах какая роскошная елка была в нашей школе! Высоченная, до потолка, широкая, настоящая красавица. Елка - это событие для школы важное. Еще шли учебные дни, но спортзал был отдан елке. Праздника ждали с нетерпением. Удивить нас было трудно - новогодний праздник в театре, в родительских организациях, но школьная елка на первом месте. Большой зал превращался в сказку, огромные окна закрывались картинками с зимними пейзажами, когда гасили свет, только елка переливалась огнями, а вокруг - темнота. Входили в зал и нас начинало слегка  лихорадить от волнения и некоторой прохлады. Пишу и чувствую густой запах хвои. И так все десять лет - огромная елка, волнение и "праздник удался".

В памяти - последняя елка, новогодний карнавал, первое место нам с подругой за костюмы, скорее  за неузнаваемость. Мороз в тот вечер к тридцати градусам, мамы проводили нас до двери, в школу вошли в костюмах. Одноклассник видел наших мам, ну а дальше и догадываться не нужно.

Но молодец, никому  не сказал. Все пытались разгадать: кто это, до конца вечера не узнали нас, правда, при вручении призов попросили снять маски.  Шили костюмы тайно – мои родители уехали в  Ленинград, торопились, пропускали некоторые уроки, стыдно, что уж. Брат мой подозревал, что мы прогуливаем: «Меня выпроваживаете, а сами остаетесь». Накануне карнавала  сказали, что не придем – уезжаем  в гости на один день.

Давно это было, очень давно.

И какие елки были у моего сына в школе – маленькая елочка в коридоре, мимо  хоровода пробегают старшеклассники, звенит звонок, за окном – день. Какая тут сказка?

А мы до праздника беспрестанно заглядывали в зал – не терпелось.

В первом классе «снежинок» пригласили на елку  от «Волголесосплава» - праздник был в нашей школе, потанцевали там, «артисткам» выдали по большому пакету конфет. Морозный солнечный  день, с нашими молодыми мамами возвращаемся домой, так ярко отпечаталось в памяти – солнце и мы на пригорке. Эх бы на пять минут в этот день, день, где наши мамы молоды, а мы , не осознавая этого, счастливы.

2011 г., февраль

Возврат к  Оглавлению


 

К 40-летию последнего звонка... (июнь1970-ого)

22 мая исполняется 40 лет со дня последнего звонка, прозвучавшего для нашего выпуска в 1970 году...

Пионерские вожатые. Мы познакомились с ними в первом классе - они пришли из четвертого класса в каждую звездочку – наша Юля Цыганова учила нас рисовать, у нее уже тогда были великолепные рисунки (она впоследствии закончила художественное училище), впоследствии мы и сами были вожатыми, нам нравилось приходить в младшие классы (сейчас смешно - разница 4 года), помогать малышам, учить их чему-то.

Танцевальная группа. Она была в период с 1967г по 1971 (дальше не знаю). В школе были две танцевальные группы (на фотографии - старшая группа), руководитель Галина Алексеевна (сейчас - Вырова), она была для нас всем: и учителем, и другом.

Cтаршая танцевальная группа, которая вместе со школьным хором участвовала в смотрах школьной художественной самодеятельности.
В репертуаре - народные танцы:  молдавский, ненецкий, русский ("Калинка"), греческий ("Сиртаки") и т.д., а также современные, например, "Свердловский вальс" (на фото).

Слева направо:
Кочнева Галина, Кочнева Нина, Бурхетьева Татьяна, Аринина Вера, Бурхентьева Раиса, Кузина Галина, Бочкова Людмила, Сунчелеева Лидия

 

Танцами занимались серьезно, около часа тренаж и всего 30 минут танцы. Вообще к смотрам художественной самодеятельности в школе готовились основательно. Костюмы шили сами под руководством учителя по труду Тамары Степановны, она нас научила всему и составлять выкройки и моделировать  и шить. Костюмы шили из старых костюмов, которые хранились в сундуках ДК «Главсоль», ненецкие костюмы вышивали, а молдавские раскрашивали гуашью, также раскрасили и резиновые сапоги для ненецкого костюма, еще для «Калинки» сшили красные платья в крупный горох, а "Сиртаки" танцевали в коротких красных юбках и черных колготках, модельером была Аля Паршина (Шалаева), в то время старшая пионерская вожатая - красавица, модница, умница.  Даже не вериться, что за один год мы могли сшить столько костюмов. И еще знаменитые банты у девочек в танцевальной группе и хоре, в городе удивлялись, где первая школа взяла столько денег на капрон для бантов. А банты были сделаны из накрахмаленных бинтов по 14 коп.

Комиссия, которая приехала из Самары (в те годы - еще город Куйбышев) на смотр художественной самодеятельности, не могла понять как дети без музыкального образования могут так исполнять Реквием -  настолько был талантлив Владимир Степанович Бутылкин, учитель пения, и как такие крупные девицы так легко танцуют.

Без танцев мы не могли жить. Танцевали на школьных вечерах, бегали на танцы в наш ДК ("Главсоль") и ДК завода «ОЗИМ», в клуб им. Коминтерна. И везде танцевали только под живую музыку, когда отдыхали музыканты отдыхали и танцоры, танцполы организовывались в кинозалах, просто все кресла сдвигались к стенам «танцуй не хочу». С репертуаром легендарных «битлов» познакомились тоже на танцах, их хиты самозабвенно исполняли наши ровесники. В последние годы нашей учебы у нас в школе был свой вокально-инструментальный ансамбль, его участником и вдохновителем был Анатолий Петров (он учился в параллельном классе), из их репертуара сложились и наши музыкальные пристрастия.

 Нам очень повезло с учителями:

- наша первая учительница Елизавета Яковлевна Жуканина- заслуженный учитель РСФСР;

- Ада Викторовна Жуканина, учитель младших классов, посвящала нас в мир музыки и живописи, от нее мы впервые услышали о знаменитых художниках, она нам рассказывала о картинах, которые они написали, вела уроки пения, учила танцевать. Она с учениками начальных классов ставила музыкальные спектакли, одни «Котята поварята» что стоили. Ее маленькие ученики читали на смотрах художественной самодеятельности стихи, которые запомнились на всю жизнь, одну девочку уже около сорока лет зовут «Кисонька», так талантливо она прочитала стихотворение;

- Валентина Григорьевна Петрова (я не училась у нее) свой статью, прической, костюмами походила на учительницу гимназии или института благородных девиц и ученики в ее классе были сдержанные, прилежно учились;

- Вера Михайловна Кальбова, выпускница Тимирязьевской академии, настолько любила и знала свою биологию, что, когда вела урок, забывала обо всем, кроме любимого предмета. С ней мы работали на приусадебном участке, выращивали школьный сад, ездили в театр, на городские и областные олимпиады и в город-герой Волгоград;

- Алла Максимовна Романова, учитель черчения и рисования - я все время с благодарностью вспоминаю ее за те знания, которые она вложила в наши головы на уроках черчения;

- Евгения Петровна Топунова, учитель истории, в нашем классе она не преподавала, но это учитель от бога, ее редкие уроки в нашем классе были подарком как и на уроках литературы

- у Лидии Васильевны Лабзиной и Нины Михайловны Юриновой притихали даже двоечники и хулиганы, и слушали, слушали, слушали. Сверх программы в наши головы вкладывали очень интересную дополнительную информацию.

Литературные вечера, где ученики читали стихи, звучала классическая музыка в исполнении учеников музыкальной школы, преподаватели литературы рассказывали о знаменитых поэтах и композиторах, все это было выполнено на высоком профессиональном уровне. Литературный монтаж сопровождал и концерт художественной самодеятельности.

- Александр Иванович Петров - мальчишки благодарны ему за первые навыки работы с различными инструментами, да и девочки помнят подтянутого и обаятельного учителя по ГО и военной подготовке;

- Александра Петровна Чернова – ей большое спасибо за уроки математики, она ни когда не следила за тем что-бы не дай бог, кто спишет, или кто кому подскажет, она просто преподавала математику, учила очень профессионально, весь урок сплошная, непрерывная математика, не поднимая головы (для тех, конечно, кому это интересно)

- Галина Петровна Малькова - наш классный руководитель, мы с ней дружили, она нас понимала, всегда одета с иголочки, аккуратная, подтянутая;

- Нина Михайловна Юринова - директор школы, высоченные каблуки - мне казалось, что когда во время урока она проходила мимо класса по коридору, в классах шум стихал. Многим  достижениям школа обязана ей, ее организационным способностям, таланту, такту, вкусу, умению работать и с педогогическим составом, и с учениками, ее профессионализму, знаниям.

Запомнившиеся моменты школьной жизни:

- чибрики и пилиты в школьном буфете, таких больше ни где не видела;

- в апреле с воплем "ледоколы!"  весь класс бросался к окнам (ледоколы ломали лед, чтобы ускорить начало навигации);

- в десятом классе весь класс записался в школьный хор;

- в десятом классе устроили соревнование по сбору металлолома и макулатуры с 10-б;

- неожиданно победили в конкурсе КВН, команда называлась «Анархисты»;

- контроль за соблюдением дресс-кода (по моему, это сейчас так называется) на пороге школы, только форменное платье и фартук черный или белый, чулки определенного цвета, аккуратные стрижки у мальчиков;

- когда 1 сентября пришли в девятый класс и увидели, что наши мальчики вдруг выросли и повзрослели;

- на выпускном вечере написали письмо потомкам и закопали его в бутылке из-под шампанского на школьном дворе, хотели прочитать его через двадцать лет (думали, что это много), жаль, что его кто-то заранее выкопал - прошло уже 40 лет. Мы писали о том, какая у нас хорошая школа, какие хорошие мы, что комсомольская организация школы уже три года держит у себя городское переходящее знамя, что мы неизменно побеждаем в городских конкурсах школьной самодеятельности (на заключительный концерт очень трудно попасть), что наши спортсмены были в числе лучших в городе;

- любимую фразу директора школы – "и овцы целы, и волки сыты";

- собрание в классе, где были и ученики, и родители;

- запах первых духов, которые нам с подружкой подарил одноклассник на 8 марта;

- 11 пар бантов и столько же у подружки (мы ими менялись);

- молдавский танец, элементы которого шли в ход на танцах, под хиты битлов;

- море цветов, которое делали из бумаги к первомайской демонстрации;

- стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»;

- поход с ночевкой в Первомайской школе (другой конец города);

- последний звонок, который прозвучал 40 лет назад и плакат на сцене актового зала «Тропинка первая моя ведет от школьного порога»;

- то, что не сообразили пригласить на последний звонок первых учительниц (думали, что они придут сами);

- как накануне выпускного экзамена поехали на танцы и встретили в автобусе директора школы (наврали, что едем к портнихе).

2010, май

Возврат к  Оглавлению

 

Волга

В детстве, когда услышала фразу - "счастливые люди - они живут на Волге", я очень удивилась. Для нас это было обычно и привычно, в школу идешь вдоль Волги, из школьных окон видишь Волгу, вечером гуляешь по ул. Советской, тоже вдоль Волги. После всех значимых событий - из школы толпой на Волгу. В то время Волга была трудягой: шли без конечные плоты с лесом, баржи с солью, песком, щебнем, танкеры с нефтью, толкачи, буксиры, на пароходах музыка играла.

Пляж был по всему берегу, у каждого был любимый уголок. Мы жили дальше всех от Волги и уходили с мамой купаться на целый день, брали с собой вишню, яблоки…., а иногда и пироги с вишней, из которых нужно было выплевывать косточки, мама брала какое-нибудь рукоделье. Позже я так же водила на Волгу младшего брата: я с книжечкой на лодке, он по колено в воде плещется. Больше всего завидовала подружкам, которые рядом с Волгой жили, они за день раза три на пляж прибегали.
Одно из незабываемых удовольствий - это поездки на деревянных моторных лодках, «за Волгу». Во многих семьях были деревянные лодки и они стояли в воде вдоль берега. На них загорали, с них ныряли, на них ездили «за Волгу»: кто-то за колышками, для подвязки помидор, кто-то на рыбалку, мы же в основном за черемухой и покупаться на песчаных пляжах. Такой бархатный песок и горячие лужи на песчаных косах только «за Волгой». .
Я теперь поняла, что не у всех было такое счастье, жить около Волги и звать с собой друзей - "айда купаться..."

P.S. Сейчас у меня с дачи Волгу видно и я за день раза три хожу купаться, и за Волгой обалденные места, но на пароходах музыка играет негромко.

 2011, май

Возврат к  Оглавлению


 

Воспоминание о школе - часть 1-ая

 

Я поступил в 5-а класс школы № 18 Октябрьского района г. Сызрани в 1955 году после переезда нашей семьи из Сызрани в Батраки. До этого мы проживали в Сызрани на улице Сады-Воложка. Первые два класса я учился в школе № 15 (ул. Декабристов, сейчас это школа № 12), затем в школе № 32 (Дома железнодорожников, ранее этот микрорайон называли «Санатория»).

В то время в школе было два пятых класса. В шестом классе нас объединили, общее количество учеников было до 40 – 42 (точно не помню). На фотографии 6-а класса (май 1957 года) – 32 учащихся, но сфотографировались не все и, кроме того, по разным причинам некоторые уходили из школы. Особенно много ушло после окончания 7 класса.

6-а (май 1957 г.)

8-а (1959 г.)

10-а (1961 г.)

В восьмой класс к нам пришла группа учеников с Батракских Выселок, где в то время была только семиклассная школа. До 10 класса дошли не все, как батракских, так и выселовских. Часть ушла в вечернюю школу, часть в училища или просто ушли «работать», а некоторые девочки – замуж. Закончили 10 класс в 1961 году только 15 человек – все представлены на фотографии.

В 1955 году директором школы был Пшиченко Константин Павлович. Между собой мы его звали «Коська Палыч», но уважительно. Говорили, что он приехал в Батраки перед войной после окончания института по распределению. С началом войны был призван в армию и вернулся в школу после окончания войны. У него было множество ранений, поэтому впоследствии он очень болел. Константин Павлович был весьма уважаемый человек и строгий учитель и директор. Учительницы, который не справлялись с нами, отводили самых буйных и непослушных учеников в кабинет к Константину Павловичу. Он ставил провинившихся учеников перед своим рабочим столом и предлагал подумать о своем поведении, а сам продолжал работать с бумагами. Стыдно вспоминать, но я тоже стоял в кабинете у Константина Павловича.

Затем директором школы стала Краснова Ольга Андреевна. Весьма яркая, интересная женщина, строгий, но справедливый педагог. На посту директора ею сменила Митина Зоя Андреевна. Хотя возможно, что между ними кто-то еще был директором.

Из учителей очень яркое впечатление оставил Петров Александр Иванович. Его уроки физкультуры проходили энергично с массой шуток и поговорок. Благодаря его энергии и под его руководством многие учащиеся активно и успешно участвовали во всех спортивных соревнованиях и зимой, и летом. Помню, как в 1955 или в 1956 году мы ездили на лыжные соревнования в Сызрань. Выезжали в 6 часов утра с лыжами поездом (сейчас это электричка, а тогда – «трудовик»). С вокзала Сызрань I шли пешком в городской комитет ВЛКСМ, который находился в здании на улице Советской. Там выжидали время, потому что мы приезжали слишком рано. Затем шли к месту соревнований за рынком. Сейчас это затопленная территория. Потом опять на вокзал и также поездом вечером возвращались домой. Сил уже никаких не было. Когда возвращались, у меня в голове была только одна мысль: дойду ли я до дома?

Кажется в 1956 или в 1957 году на смену Петрову А.И. (он стал преподавать труд) прибыли два очень молодых учителя: Владимир Николаевич … ? Владимир Алексеевич …? Их фамилии никак не могу вспомнить.  Я посмотрел список учителей на сайте,  вроде бы подходят Загаров Владимир Николаевич и Егоров Владимир Алексеевич или Алексей ….? Они откуда-то с севера (возможно из Архангельской области). Окончили физкультурное училище и по распределению приехали работать в нашу школу. Александр Иванович очень ревностно относился к их работе, особенно поначалу. Но надо отдать им должное. Если Александр Иванович использовал в работе свой армейский опыт, интуицию и здравый смысл, то они знания, которые получили в училище. Они объясняли и показывали технику бега, прыжков, игры в волейбол и прочее. Под их руководством мы продолжили успешно выступать на различных соревнованиях, в том числе и в Куйбышеве. Как только они отработали три или четыре года, их призвали в армию. На смену им пришел Шаповалов Николай Тихонович, а проще говоря «Тихоныч». Хотя нам запрещали так его называть. До этого он работал в школе №2. Жил в Выселках. В нем сочетались неуемная энергия, хитрость, да и просто прохиндейство. Я всегда вспоминаю его с улыбкой. Думаю, что все кто его знал, тоже вспомнят его с улыбкой.

Последний раз с Петровым А.И. я встретился в 1985 году. Я приезжал посмотреть дом, в котором мы жили. Заезжал в школу, но в июле там никого не было. И вот, когда проезжал мимо дома Александра Ивановича, увидел его на крыльце дома. Я вышел и мы немного побеседовали. Он жаловался на боли в области сердца. Говорил: «Мотор, мотор отказывает». Услышав наш разговор, вышла и его жена Петрова Валентина Григорьевна – учительница начальных классов. 

Уроки географии вела «географичка» – Варламова Антонина Михайловна. В то время молодая красивая женщина. Весьма принципиальная. Многие лодыри и разгильдяи были очень ею недовольны. Последний раз я случайно встретил ею летом в 1965 году в Сызрани. Причем она узнала меня и окликнула на улице. В то время она уже жила и работала в Сызрани. Мы немного поговорили. Напоследок она сказала: «Ах, как время летит, вот ты уже закончил четыре курса института!». Больше я с ней не встречался.

Русский язык вела Морунова Галина Ивановна. Ее муж Морунов Александр Федорович тоже вел русский язык и литературу. Некоторое время и он проводил уроки в нашем в 6 и 7 классе. У него не было обеих ног, ходил на протезах. Запомнился как очень строгий, но справедливый учитель. Нерадивых учеников бил костяшками пальцев по голове и весьма больно. Моя голова до сих пор помнит его удары.

Зорин Тимофей Дмитриевич пришел работать в школу в 1956 году. До этого он работал в Сызрани в каком-то ремесленном училище. Был назначен нам в 6 класс классным руководителем. Энергично взялся за наведение дисциплины в классе драконовскими мерами. В результате был грандиозный скандал с несколькими родительскими собраниями. Потом он умерил свой пыл, и учеба пошла в нормальном русле. Как учитель труда он был профессионал и, например, я получил хорошие навыки работы в слесарной мастерской.

Под руководством Зорина Т.Д. и Петрова А.И. в слесарной и столярной мастерских кипела работа. Ученики делали различные поделки. Ежегодно проходили городские выставки-конкурсы и все поделки выставлялись. Многие делали миниатюрные молоточки из железнодорожных костылей, которыми рельсы прибивались к деревянным шпалам. Я сделал маленький рубанок.     

Комарова Клавдия Ивановна запомнилась как высоко квалифицированный педагог. Очень интересно проводила уроки русского языка и литературы. Одно время она руководила классом. Кажется, после окончания 7 класса она вместе с нами ездила за Волгу. Мы гуляли в лесу в окрестностях деревни Якобьевка, собирали ландыши. Там нас нещадно кусали комары. Она еще говорила: «Вот мои родственники кусаются, вернее родственницы». Я до этого и не знал, что кусаются только комарихи.

В старших классах литературу вела Лабзина Лидия Васильевна. Очень беспокойный, заботливый педагог. Приводила очень интересные сведения о писателях и литературных героях. Она тщательно следила за периодической литературой. При подготовке к выпускному экзамену она заостряла наше внимание на возможных темах сочинения. Когда на экзамене вскрыли конверт с темами, то оказалось, что одна из трех тем была предсказано ею точно!

12 апреля 1961 года в школе как обычно шли уроки. Второй или третий урок в нашем классе вела Лидия Васильевна. Я забыл дома какое-то домашнее задание, поэтому попросил отпустить меня сбегать домой за ними. Когда я прибежал домой, по радио как раз передали сообщение о полете Юрия Гагарина. Возвратившись в класс, я рассказал об этом. Может быть весьма сбивчиво. Все улыбались, порадовались. Но к моему сообщению отнеслись как с недоверием и скептически. Урок был продолжен. И только во время перемены, когда учителя в учительской по радио услышали очередное сообщение о полете Гагарина, они разошлись по классам и рассказали эту новость всем. Начался всеобщий восторг и ликование. Лидия Васильевна вернулась в наш класс, сказала, что произошло великое историческое событие, мы должны все понять, прочувствовать и запомнить. И предложила написать сочинение об этом. Все принялись писать. Девчонки написали даже по нескольку страниц. И только я, да еще, кажется, Рязанцев Алексей ничего не написали. Поскольку дело было добровольное, то мы с ним получили от Лидии Васильевны только словесное порицание. И вот прошло уже 50 лет, половина столетия!

Лидия Васильевна неоднократно советовала нам вести дневник. Приводила в пример Льва Толстого и других замечательных людей. К сожалению, я не вел дневник. Вот сейчас не могу вспомнить многие имена и фамилии. Конечно, теперь я понимаю, что ведение дневника это не только память о людях и событиях, но и работа над собой, над своим характером.   

Родионов Борис Валентинович запомнился как очень скромный, тихий человек, замечательный учитель. Прекрасно проводил уроки физики. В начале февраля 1961 года проходил традиционный вечер-встреча выпускников школы. От имени выпускников этого года поручили выступить мне. Когда я вышел на трибуну разволновался. Никак не мог начать свою речь. Был полный актовый зал. Надо сказать, что тогда очень активно приходили и приезжали на эти встречи. Кто не мог приехать, присылали телеграммы. Зачитывали массу телеграмм. Так вот из зала меня начали подбадривать и посмеиваться. В итоге я еще больше разволновался и так не смог даже одного слова сказать. Раздались бурные аплодисменты, и я с позором покинул трибуну. Потом в зале ко мне подошел Борис Валентинович и сказал: «Ну, Виктор, эх и речуху ты толкнул». Видя мои переживания, добавил: «Ну, ладно, ладно. Скажи, мысли-то хоть были?" «Были». «Вот и хорошо».  

На этом вечере была одна выпускница школы 1941 года. Имя и фамилию не помню. Она жила в Октябрьске. Я смотрел на нее и думал «20 лет прошло, как она закончила школу!» Казалось, что это было так давно. Вот теперь уже 50 лет прошло, как я закончил школу! Эта женщина, я полагаю, что в то время ей не было и 40 лет, стройная, в красном платье активно и хорошо танцевала на вечере. Кстати, на этом вечере говорили, что именно в 1941 году состоялся первый выпуск 10 класса нашей школы.  

Легендарная личность Евдокимов Константин Иванович. Он вел уроки русского языка, истории и физкультуры. Было очень много классов и Петров А.И. физически не мог охватить всех. Константин Иванович очень удивил нас мальчишек, когда на первом же уроке физкультуры он показал армейский комплекс упражнений на перекладине. Он был физически сильный человек. Разумеется умный, степенный. Говорил веско, неспешно. Его очень уважали. И особенно окреп его авторитет после появления в газете «Октябрьская правда» его статей по истории города. На уроках мы просили Константина Ивановича еще дополнительно рассказать историю Батраков и происхождение этого названия. Дело в том, что нас очень обижали и издевались над нами некоторые взрослые и дети на стороне. Говорили, что мы батраки из Батраков и тому подобное в том же духе. Последний раз я видел и разговаривал с Константином Ивановичем на традиционном вечере-встрече выпускников в феврале 1985 года.

Историк Топунова Евгения Петровна или как мы ею звали «Евгеша» учила нас долго. Она знающий педагог, но у неё был мягкий характер, не проявляла необходимой требовательности. Надо отдать ей должное она очень много с нами занималась.

Особо необходимо отметить Клару Сергеевну Гришину (Новикову?). Вначале она работала старшим пионервожатым. Очень беспокойная должность. Она вела всю общественную и культурно-массовую работу. Ежегодно к смотрам художественной самодеятельности подготавливались грандиозные концерты. Концерты-смотры проходили в клубе железнодорожников «Коминтерн». Это здание давно снесли. Я тоже участвовал в этих концертах в танцевальной группе. Был подготовлен такой номер. Школьный хор исполнял песню «Школьные годы», вначале перед хором выходили парами первоклашки, затем среднеклашки, и, наконец, под слова «…юность бушует, как вешние воды скоро мы будем вступать в комсомол…»,  мы – старшеклассники, 4 или 5 пар, танцевали вальс на сцене перед хором.

Божко Нелли Николаевна родом с Кубани, казачка. Очень энергичная женщина со строптивым характером, наверное, как и положено у казачки. Многих наших лодырей она активно допекала за нерадивость и конфликтовала. Свое дело знала отлично. Замечательно играла на мандолине. Участвовала в подготовке и проведении смотров-конкурсов самодеятельности. До нее уроки пения вел молодой учитель, выпускник нашей школы (забыл имя и фамилию). Он учился где-то в Куйбышеве. Замечательно, можно сказать профессионально он играл на баяне и особенно на аккордеоне. Помню, как на его уроках мы разучивали песню о пограничниках:

Стой, кто идет?

Стой, кто идет?

       Никто не проскочит

       Никто не пройдет…

Нелли Николаевна уехала на родину кажется в 1962 году, отработав в школе 5 лет.

Миронова Анна Ивановна на уроках немецкого языка требовала строжайшей дисциплины, можно сказать мертвой тишины. За невыученные уроки мы получали страшные нагоняи.

Сергеева Тамара Александровна невысокого роста женщина вела математические дисциплина. Хорошо и доходчиво объясняла материал уроков. У нее вначале было только среднее педагогическое образование, поэтому она училась заочно и успешно закончила институт.  

Одношивкин Анатолий Николаевич, математик, работал в школе не продолжительное время. Ему дали квартиру на улице Ленина, и он перешел работать в другую школу.

Больше всего хочется сказать о Лысенко Иван Николаевич, учителе химии. Кажется, в 1956 году в школу по направления прибыла большая группа молодых педагогов, в том числе и Иван Николаевич. Естественно, во всех классах началось бурное обсуждение новеньких учителей. Почти единогласно было признано, что лучший из них – «Химик». Стало известно, что он собирает старинные монеты – нумизмат. (Разумеется, этого слова мы тогда не знали.)

Молодые учителя жили в Сызрани и на работу и с работы ездили на местном поезде, который останавливался возле железнодорожного переезда и на «Пристани». Постоянного автобусного сообщения с Сызранью еще не было. Потом все учителя как-то устроились. Иван Николаевич получил квартиру недалеко от школы. 

В один из погожих сентябрьских дней я со своим одноклассником и соседом – Степановым Витей возвращались из школы. Мы жили на «Шиферном», на улице Ворошилова. Шли мы прямо по проезжей части улицы Ленинградской. Был тротуар, но идти по тротуару было неинтересно! Мы шли прямо по слою пыли, которая покрывала дорогу. Никакого дорожного покрытия тогда еще не было, поэтому, когда проезжал автомобиль, поднимались облака черной пыли. А в дождливую погоду пыль превращалась ужасную грязь – «жидкий асфальт». И вот, когда мы проходили рядом с железнодорожным переездом, из пыли выскочила старинная монета – медный пятак. Мы ее рассмотрели и решили показать Ивану Николаевичу. Он как раз у переезда ждал поезд на Сызрань. Иван Николаевич очень заинтересовался монетой, предложил продать ее ему и достал кошелек. Но мы от денег отказались. Монету подарили. Это была наша первая встреча-разговор с Иваном Николаевичем.

Затем он вел у нас химию с 7 по 10 классы. Разумеется, Иван Николаевич обладал глубокими знаниями предмета, четкой речью, увлекательно излагал учебный материал. Он был строгим учителем. Не допускал разгильдяйства и безобразного поведения на уроках. Провинившихся учеников брал «за шкирку» и весьма неосторожно выпроваживал в коридор.

Оказывал большое влияние Иван Николаевич и на родителей. Он так ярко и образно выступал на родительских собраниях, что мамочки плакали. И потом говорили: «Какой у вас хороший учитель».

Я с энтузиазмом изучал химию и в 10 классе решил поступать в химический институт. Сказалось влияние личности Ивана Николаевича, а также общая обстановка в стране. Тогда строилась много химических предприятий. Наступила эпоха «Большой химии». Н.С. Хрущев даже дополнил цитату В.И. Ленина: «Коммунизм – это Советская власть плюс электрификация плюс химизация всей страны». В 1961 году я поступил в Казанский химико-технологический институт.  

Впоследствии с Иваном Николаевичем я много раз встречался в Сызрани. Один раз мы с ним ездили на его лодке, на рыбалку.

В заключение следует отметить высокий уровень обучения в нашей школе, что, конечно же, обеспечивалось высокими профессиональными знаниями и умениями наших учителей. Необходимо отметить и значение распределения молодых специалистов, которое было в то время. Именно распределение позволяло нашей провинциальной школе получать молодых и квалифицированных учителей. К сожалению, сейчас от распределения отказались.

Выпускник 1961 года Пелипенко Виктор Николаевич, март 2011 г.

Возврат к  Оглавлению

 

Воспоминание о школе - часть 2-ая

 

Школьные здания

 В 1955 году школа размещалась в двух зданиях по улице Ленинградской (до образования Октябрьского района г. Сызрани эта улица называлась Советской). Главным было двухэтажное деревянное здание у железной дороги. Здание имело печное отопление. Во всех классах были печи-голландки. Это круглые печи в черных металлических кожухах (обечайках). Дрова для топки печей заготавливались летом и хранились в складах во дворе. В классах имелось электрическое освещение в виде одной мощной лампочки в центре потолка. На случай отключения электропитания имелись керосиновые лампы. На первом этаже в небольшой комнате, где располагались уборщицы, стоял бак с питьевой водой и умывальник. Туалет находился во дворе. На второй этаж вели две лестницы, одна с левой (восточной) стороны – главная или парадная, вторая – на южной стороне. Актовым залом служил коридор, вернее рекреация на втором этаже. Она была достаточно широкой и протяженной. Здесь проводились торжественные собрания, выступления самодеятельности и танцевальные вечера.

Первое фото двухэтажного здания школы на сайте очень похожее, можно сказать соответствует действительности. Хотя кажется, что здание было более протяженным. Со вторым фото возникают вопросы. Крыша двухскатная, а не шатровая, как на первом снимке. Хотя крыша могла быть и перестроена. Если точка съемки с юго-востока, то видны южный и восточный фасады. Но на восточном фасаде, на втором этаже вблизи южного фасада было одно окно, через которое прямо из класса было очень удобно наблюдать за игрой в волейбол. С восточной стороны здания находилась волейбольная площадка. Кроме того, южный фасад не может находиться в тени, как это видно на фото, тем более зимой. Если точка съемки с северо-запада (от «пристани»), то видны северный и западный фасады. Северный фасад в тени, но за зданием виднеется гора, а там должна быть Волга. По-видимому, это другое здание. Кроме того, с этой стороны находилась здание колбасной. Это здание то же было деревянным. Колбасная работала периодически. Откуда-то приезжали люди, привозили мясо и начиналась работа. Потом неделями никто не появлялся. Здание стояло закрытое на замок. Но это не помешало нам, 5-классникам, проникать в колбасную через маленькое окошко. Мы осматривали внутренние помещения, а в коптильной вкушали стойкий запах копченой колбасы. Один наш товарищ однажды вместо уроков помогал рабочим готовить колбасу. В награду он получил небольшой круг колбасы, с которым он и пришел в школу в конце уроков. С этого времени за ним закрепилось прозвище «Колбасник».

Второе здание школы тоже деревянное, но одноэтажное, располагалось с другой стороны улицы за мостиком через ручей. Фото этого здания школы на сайте очень похожее на действительное. Вход был со двора с северной стороны. Главный (парадный) вход, как видно на фото, был с улицы, но мы всегда ходили со двора. К этому зданию с северной стороны чуть ли не каждое лето пристраивались дополнительные классы, т.к. не хватало классных помещений. В конце пристроек были мастерские. А один из классов в пристройке оборудован под спортивный зал. Отопление, освещение и другие удобства были такие же.

Долгое время говорили о необходимости нового здания для школы. Тем более интенсивность движения поездов очень сильно возросла. За время одного урока проносилось несколько поездов с ужасным грохотом и гудками паровозов, а затем и электровозов. Место для нового здания выбрали на горе. Там располагался школьный стадион, который перенесли на площадку-террасу выше. Когда начались земляные работы, то выяснилось, что в восточной части строительной площадки находится старое кладбище. Экскаватор раскопал несколько могил. Мы, ученики, привлекались к подсобным работам на стройке, поэтому все это видели. Строители затянули строительство нового здания. Переезд в новое здание состоялся осенью 1960 года.

 Школьный сад

 Первоначально участок для сада находился с северной стороны одноэтажного здания и тянулся от мастерских по склону вплоть до улицы Кирова. Там мы насажали много различных плодовых деревьев, но в один прекрасный момент сад у нас отобрали. Выделили новый участок за улицей Кирова − восточный склон оврага. Новый участок представлял собой целину. Огромными усилиями слабыми ученическими силами новый участок вскопали и посадили деревья. Этот участок тоже отобрали. Вернее, отобрал новый начальник лесоперевалочной базы. Ему построили там большой деревянный дом, а наш школьный сад стал приусадебным участком. Нам посоветовал сделать садом противоположный склон оврага, тем более там у вас и школа будет.

 Лесоперевалочная база

 Лесоперевалочная база располагалась на берегу Волги. Вдоль основания берегового обрыва проходила железная дорога от пристани почти до асфальтового завода. Плоты причаливались к берегу и распускались. С помощью лебедок бревна складывались в огромные бунты и затем погружались в вагоны. У лесоперевалочной базы имелись различные мастерские и кузница. Лесоперевалочная база была шефом нашей школы. Поскольку тогда внедрялась идея превратить среднюю школу в политехническую школу, то весь класс был направлен в различные подразделения базы. Мы с Савиным Сашей попали в кузницу и один день в неделю осваивали премудрости кузнечного дела.   

Солебаза

 Солебаза располагалась вблизи с пристанью. Соль привозили баржами с юга и разгружали прямо на берег. К осени образовывались огромные горы соли. За зиму почти всю соль перерабатывали. Все что оставалось на берегу в половодье уносилось волжской водой.

 Пристань

Пристань на Волге была огромным сооружением. На берегу было множество построек и складов. По Волге ходило огромное количество пароходов и теплоходов. Бесчисленный был пассажиропоток, перевозилась масса грузов. Это сейчас изредка проходит туристический теплоход.

Выпускник 1961 года Пелипенко Виктор Николаевич, апрель 2011 г.

Возврат к  Оглавлению


 

ВИА "Волгари" (к 40-летию создания)

Начало 1970-х - время повсеместного создания ВИА - вокально-инструментальных ансамблей. Был такой и на "Пристани". До сих пор в моей памяти: "Шиты золотом  сапожки русские..."- звенела Таня Пантелеева:

В старину, бывало, к милому
Красна девица идет,
А на ней сапожки дивные,
Глянешь ─ сердце запоет.
 
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке носочки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой,
И все любуются ее красой...

ВИА Волгари. Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки-пристань) Самарской (Куйбышевской) области

ВИА Волгари. Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки-пристань) Самарской (Куйбышевской) области

У входа в ГДК
(Городской дом культуры)
- бывший клуб на "Пристани"

ВИА "Волгари"
(Михеев Игорь, Быстрова Наталья, Культин  Валерий, Ткачев Анатолий, Суббота Александр)
и Татьяна Пантелеева (соло)

ВИА Волгари. Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки-пристань) Самарской (Куйбышевской) области

ВИА Волгари. Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки-пристань) Самарской (Куйбышевской) области

Анатолий Петров (руководитель ВИА)

ВИА "Волгари", вокальная группа "Россияночка", Бутылкин Владимир Степанович (руководитель "Россияночки"), Репина Людмила Ивановна (заведующая ГДК), а также добровольные помощники - осветители, электрики.

ВИА Волгари. Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки-пристань) Самарской (Куйбышевской) области

ВИА Волгари. Средняя школа № 1 (18) города Октябрьска (Батраки-пристань) Самарской (Куйбышевской) области

Вокальная группа "Россияночка"
(Анастасия Сунчелеева, Татьяна Пантелеева, Любовь Тусаева, Нина Винюкова)
в сопровождении ВИА «Волгари»

ВИА "Волгари"
(Культин  Валерий, Быстрова Наталья, Михеев Игорь, Ткачев Анатолий, Суббота Александр)

 

Юность "Волгарей"
(дополнения и уточнения Виктора Будылева, апрель 2015 года)

Хочу внести ясность об ансамбле "Волгари". То, что было рассказано о нем выше, в том числе и фото, относится к периоду после 1973-1974 годов. Фактически же ансамбль родился в школе №1 в 1969 году. Его руководителем являлся Петров Анатолий (а не Александр, как ранее ошибочно было указано на сайте),  выпускник 1970 года. Кстати, это именно он, "первоклашка", перерезал ленточку на открытии новой школы. Все участники первого ансамбля были учениками 1 школы. Они играли на школьных вечерах и танцах в городском ДК на "пристани" (бывший ДК Главсоль). Вот их первый состав: Анатолий Петров ─ электроорган, гитара, Евгений Языков ─ гитара-соло, звукорежиссер, Михаил Гуляев ─ гитара-ритм,  Владимир Суринский ─ бас-гитара, Юрий Мерзляков ─ ударные. Ансамбль в 1969-71 годах изначально назывался "Юность".

"Юность", первый состав
(слева направо: Гуляев Михаил, Суринский Владимир, Мерзляков Юрий, Петров Анатолий)

"Юность", концерт в честь 8 Марта в ДК (слева направо: Петров Анатолий, Гуляев Михаил, Мерзляков Юрий)

В 1970 году после призыва на службу в армию В. Суринского его заменила Кутумова Лилия. Солистами ансамбля были Любовь Гуськова и Виктор Будылев.

 

"Юность" 1971 г.
(Солист ─ Будылев Виктор, на заднем плане Петров Анатолий и Кутумова Лилия)

"Юность" 1971 г.
(Солистка ─ Гуськова Любовь, на заднем плане  Кутумова Лилия, Мерзляков Ю., Гуляев М.)

В 1971 году ансамбль занял первое место на городском смотре ВИА, а его солист, Виктор Будылев,  получил "Гран-при" за исполнение песни "Mi Gran Noche" Рафаэля (Raphael, 1967, русский перевод "Спустился вечер на землю опять") и песни Вахтанга Кикабидзе "Я Пьян От Любви" (М. Жур – А. Борли, русский текст Л. Дербенёва) в виде копии картины известного русского художника, которая до сих пор висит в моем загородном доме, напоминая о том событии.

 

"Юность" 1971 г.
(Солистка ─ Кутумова Лилия, на заднем плане Языков Евгений и Петров Анатолий)

"Юность" , Новогодний концерт в ДК
(Солист ─ Будылев Виктор, музыканты ─ на заднем плане, за серпантином)

 С уходом на срочную службу в военно-морской флот Анатолия Петрова  в 1971 году ансамбль возглавил талантливый музыкант и виртуозный гитарист Борис Борисов (выпускник 28 школы), давний друг участников ВИА (на фото справа).

С этого момента ансамбль, получивший новое название ─ "Волгари", пользуется все большей популярностью, выступая на разных танцплощадках города, в т.ч. в городском парке. В роли приглашенных с ансамблем выступали известные музыканты: Геннадий Зорин (саксофон), Владимир Серебряков (труба), Михаил Комаров (ударные). В репертуаре звучали популярные советские и зарубежные песни и мелодии: "Синий иней", "Восточная песня", "Караван", "Шизгара", "Ша-ла-ла", "Бледнее бледного" и многие другие. Публика на танцах "заводилась" с первых аккордов.

Ну, а ребята "второго поколения", о которых рассказано чуть выше на сайте (Валерий Культин, Анатолий Ткачев) в то время, в основном, оказывали посильную помощь, например, при транспортировке аппаратуры, попутно перенимая опыт играть и выступать у Петрова и Борисова.

С уходом в армию и отъездом в институты других участников ВИА группа в новом составе сохранила свое название и тем самым продолжила эстафету первого состава. В ее репертуаре остались и старые шлягеры и, конечно, "новые песни придумала жизнь. Как долго "Волгари"-бурлаки тянули лямку, мне неизвестно. А ведь интересно, что "Юность─Волгари" созданы одновременно с " Машиной времени". Это было началом эры отечественных ВИА и наша школа тоже активно участвовала в том "прекрасном далеко".

P.S. ...о судьбе некоторых "Волгарей": Петров и Гуляев живы и здравствуют в гор. Тольятти. Музыка в их жизни осталась только как хобби. Миша Гуляев приходится мне кузеном, до фанатизма любит Волгу и наш Батокт. Является высококлассным мастером мебельного дела. Петров связь со всеми потерял. В Октябрьске живет и трудится радиоинженером Мерзляков Юрий, дружбы не теряет. В. Суринский и Е. Языков умерли в 90-е. Б. Борисов, окончив институт, уехал из Октябрьска и на связь не выходил. Нет его и в соцсетях (точнее, я не нашел, кроме однофамильцев). О девчонках: о Гуськовой не знаю, Лилия Кутумова окончила институт культуры и, кажется. продолжает трудиться в этой сфере.

Возврат к  Оглавлению


  Обновлено 11.04.2017

  Главная страница  >  Вспомни и улыбнись...

© http://batokt-1.narod.ru/  

Для замечаний: batokt-1@yandex.ru